Профессиональное фотообразование в Петербурге офлайн и онлайн.

Съемка натюрморта

Нет некрасивых вещей. Я постоянно открываю для себя прелести предметов окружающего мира и, конечно, включаю в свои натюрморты. Обычная катушка ниток, иголки, пуговицы смотрятся драгоценностями, а простая холщевая ткань — изысканной парчой. Натюрморт — это болезнь. И, начав однажды эту игру, невозможно остановиться. Компонуется все — предметы на письменном столе, камешки на морском берегу и даже облака на небе. Занимаясь этим более 25 лет, я до сих пор не могу ответить на простейший вопрос: что же такое натюрморт.

Теоретик и поэт XIX века Дюфренуа с таким напутствием обращался к художникам того времени: «Избегайте предметов дырявых, разбитых на куски, сугубо расчлененных, распадающихся на лохмотья, острых, шероховатых на ощупь. Остерегайтесь также явлений низменных, грубых на вид, пестрых и однообразно освещенных, равно как и явлений распутных, мерзких, малоприятных, жестоких, гротесковых, бедных и жалких, ибо глаза отвращаются от предмета, к которому руки не хотят прикасаться».

Великая вещь дисциплина.

И лучше всего об этом знают представители так называемых свободных профессий, к которым относятся и фотографы. Представьте сами: над вами нет надсмотрщиков, которые бы говорили, что вам делать и куда идти. А главный принцип жизни — «волка ноги кормят». Поэтому я убежден, что свободные профессии — не для ленивых. Ваш успех и благополучие зависят исключительно от вашей способности, фантазии и предприимчивости. Одно дело придумать что-то, и совсем другое — воплотить это в жизнь. Если у вас не хватает упорства доводить до конца свои замыслы, мой вам совет: меняйте профессию.

Мой принцип: когда я прихожу к кому-то в гости, я очень внимательно отсматриваю то, что стоит у людей на полках. Потому что все эти вещи в дальнейшем могут стать неплохими персонажами для натюрморта. Опять-таки: лучшее место, которое я знаю, — Измайловский развал. Там можно ходить между рядами и находить совершенно странные вещи, которые сами по себе не имеют никакого смысла. Но это вещи с лицом, которые могут «сделать» весь натюрморт своим присутствием. Героями натюрморта могут быть простейшие предметы. Если это какие-то коробки, бутылки, то обязательно надо удалять с них любые наклейки, для того чтобы этикетка не довлела. Чтобы человек не пытался найти, что это за коньяк, сколько лет выдержки. Тогда теряется смысл натюрморта, тогда исчезает канва, которую автор хочет донести до зрителя.

Почему я согласился на то, чтобы говорить именно о натюрморте?

Наверное, потому, что это основа основ при всей скромности жанра. Натюрморт является основополагающим в развитии художника или фотографа. Потому что это практика и умение сочетать предметы и складывать композицию, которая в дальнейшем действительно может пригодиться и при съемке портрета, и при съемке природы.

Более того, натюрморт может быть составной частью портрета. Этим пользовались все художники: композитор обязательно за роялем, писатель за рабочим столом или с книгой в руках и т.д. Мои работы все называются Still Life, потому что то, что принято в России на французский манер — натюрморт, — все-таки как-то жестковато. В переводе это значит «мертвая натура», просто какой-то синоним судебной фотографии. Still Life переводится как «тихая, спокойная жизнь», и такое название мне более по душе. Каждого из нас окружают предметы, которые мы привозим из поездок, путешествий. Главное, чтобы это не были обычные туристические безделушки, типа Эйфелевой башни из Парижа или папируса из Египта.

Это может быть камешек с берега Сены, завернутый в клочок французской газеты или маленький обломок коралла из Красного моря, но не в коем случае ни массовая безликая китайская штамповка. Они напоминают нам о приятных моментах нашей жизни. Часто, рассматривая их, видишь их совсем по-другому. Остается всегда момент поиска и очень приятных находок.

После придумывания хода начинается самый интересный и увлекательный, на мой взгляд, процесс — продумывание мельчайших деталей того, как это технически сделать. Каждый работает по-своему.

Кто-то пытается снимать эскизы фотоаппаратом, кто-то рисует, кто-то складывает это все в голове. Мне ближе второе. Я по старинке с листком бумаги и карандашом долго сижу и обдумываю композицию. Только окончательно продумав техническую сторону и художественное решение, можно приступать к съемке. Все решено. В голове уже сложилась картинка, подобраны необходимые материалы и можно приступать к самой съемке.

В принципе можно просто высыпать мелкие предметы из коробки. Поверьте, никогда ничего хорошего из этого не получится (для честности оговорюсь, были случаи, когда случайное высыпание давало великолепные результаты, о тех получившихся спонтанно композициях я даже не задумывался раньше). Лучший результат всегда будет только тогда, когда каждый из этих мельчайших предметов положен конкретно в данное место руками.

Изначально я кладу два ключевых предмета — стеклянную рыбу и звезду — так, чтобы они занимали в кадре то место, которое им предназначено. И только после этого приступаю уже к дальнейшим выкладываниям, когда остальные камни будут окружать их. В данном случае количество цветов ограничено, но если вы сами выбираете то количество, которое вам хочется, мой вам совет: не перенасыщайте изображение буйством красок. Надо уважать зрителя и проявлять к нему должный такт.

Постарайтесь сделать как можно чище то пространство, которое вы выстраиваете, потому что любая грязь и неточность потом смотрятся на готовом снимке очень неаккуратно и не все можно убрать обработкой в компьютере.

Как понять, стоит или не стоит снимать ту или иную картинку?

Да очень просто. Если у вас не хватает терпения на то, чтобы вручную заняться ее построением, то это означает, что, наверное, не стоит. Потому что если вам это не интересно, то и зрителю это будет неинтересно так же. Изначально я долго продумывал серии снимков и делал их для себя, вне зависимости от того, есть непосредственный заказчик на данный момент или нет. Поверьте, он появится. Если эта серия удалась и она нравится мне, то наверняка найдется еще кто-то, кому она понравится также.

Одна из серий, которую я снимал, — это тема сердец. Форма сердца известна каждому, и каждый вкладывает в нее свой смысл. Для того чтобы зрителю это было интересно и не однообразно, они сделаны из самых разнообразных фактур и материалов. Вы должны понять, что объектом для съемки может стать совершенно любой предмет, лишь бы вы смогли найти его неподражаемое лицо и донести его до зрителя. Если предмета, который вы считаете красивым, под рукой нет, то вы вполне можете сделать его сами — такой своеобразный уголок «умелые руки». Оглянитесь вокруг, и вы увидите массу натюрмортов, которые только и ждут, чтобы вы их заметили.

Рекламная фотография: от творческого натюрморта для себя к работе на заказчика. Разница между ними

Если основной целью в своем натюрморте вы ставите создание какого-то образа, загадки, то реклама подразумевает под собой то, что предмет читается полностью. С этим очень трудно первоначально согласиться, потому что лучше же, если чего-то будет не видно. Заказчик обычно этого не понимает. Он считает, что если вот его бутылка, скажем, кагора, то она должна быть целиком, и ничего с этим не поделаешь.

Есть свои ходы, решения. Здесь творчество идет за счет каких-то интересных ракурсов, находок. Помимо всего прочего надо в голове иметь кучу разной ненужной информации, ибо ассоциации у заказчиков бывают самые неожиданные. И с этим тоже надо будет смириться, если вы занимаетесь рекламой. Для того чтобы совмещать художественную и рекламную съемку, надо иметь очень жесткую внутреннюю организацию. Потому что реклама будет вас склонять к вечным уступкам.

В своих работах, в своем творчестве — неважно, что говорят окружающие. Жестко и абсолютно всегда говорите «я хочу». Обычно находятся ценители, которые подходят и начинают говорить, мол, все хорошо, вот только это перевернуть надо, это вот так сделать, а это чуть-чуть подвинуть… Соглашаться, но делать свое. Потому, что сколько людей, столько и мнений о том, как это должно быть сделано.

Натюрморт — непростая вещь. Если думать, что натюрморт — это яблоко, стакан и цветок, — это тупик. Тогда вы будете снимать яблоко, стакан и цветок. А если исходить из того, что натюрморт — это философия, на которой построен весь остальной мир? Если снимать, например, пейзаж,  базируясь на практике натюрморта, то это будет другая съемка. В создании натюрморта понимание того, что вы  — хозяин предмета, изначально позволяет вам более свободно себя чувствовать. Вы будете больше управлять им. Тогда у вас появится желание дождаться облака именно в этом самом месте, чтобы композиция была уравновешена. Выйдя на пленер, вы не будете удовлетворены, пока не найдете необходимую для вас точку съемки.

Текст и фото Вадима Некрасова