В отличие от панорамной фотографии, которую можно поместить в рамку, вложить в альбом, напечатать на странице книги или журнала, виртуальные панорамы предназначены для показа на экране компьютерного монитора. Причем отображение панорамы осуществляется не целиком. Одномоментно на экране находится лишь ее часть, угловые размеры которой как правило соответствуют нормальному углу зрения невооруженного глаза. Все панорамное изображение просматривается путем плавного перемещения влево или вправо. Круговая панорама, т.е. панорама с угловым размером 360º в горизонтальной плоскости, может при этом осуществлять полный поворот в любом выбранном направлении. При просмотре сферической панорамы, т.е. изображения с угловыми размерами 360º х 180º, добавляется также перемещение изображения вверх и вниз. Все это в какой-то степени соответствует зрительному восприятию реальной пространственной картины окружающей нас среды. Поэтому такая модель реального мира с некоторыми допущениями может быть названа виртуальной панорамой (VR panorama), что по существу является одним из простейших и доступных воплощений более сложных систем, объединенных понятием «виртуальная реальность».
Виртуальные панорамы стали одним из самых выразительных инструментов в арсенале средств дизайнера интернет-сайтов. В особенности это касается риэлторских сайтов. Теперь, при наличии на таком сайте виртуальных панорам интерьера предлагаемого к продаже жилья, потенциальный покупатель может составить гораздо более полное представление о данном предложении. Очень часто он может сразу обнаружить несоответствие его требованиям, что, тем самым, позволяет экономить время и средства. Виртуальные панорамы можно найти также на сайтах туристических агентств, гостиниц, ресторанов, магазинов. Часто серию виртуальных панорам объединяют в так называемые виртуальные туры или прогулки, в которых переход от одной панорамы к другой осуществляется через активные зоны, размещаемые непосредственно на изображениях. Весьма успешными выглядят попытки объединения панорам с планами помещений, компасами и картами местности, что позволяет создавать виртуальные туры с элементами навигации. Таким образом значительно дополняется и расширяется интерактивность, изначально заложенная в процесс просмотра виртуальных панорам, что зачастую делает этот процесс довольно увлекательным занятием.Демонстрировать виртуальные панорамы на экране монитора позволяют специально предназначенные для этой цели программы — вьюеры.К сожалению в русском языке отсутствует сколько-нибудь точный эквивалент английского компьютерного термина viewer (как и многих других аналогичных терминов). Попытку использования для этой цели неуклюжего русского «просмотрщик» на наш взгляд удачной признать нельзя. К тому же слово «просмотрщик» созвучно со словом «надсмотрщик». А это уже вызывает ассоциации весьма далекие от панорамной фотографии… да и от фотографии вообще.Большинство виртуальных панорам, демонстрируемых в Интернете, круговые. Это обусловлено по меньшей мере двумя обстоятельствами. Во-первых, изготовить круговую панораму проще. Во-вторых, сюжетная необходимость в панораме с вертикальным угловым размером 180º встречается не так уж и часто. Понятно, что интерьер или городской пейзаж с узкими улицами и высокими зданиями лучше демонстрировать от «пола» до «потолка». В остальных случаях 100-110º по вертикали могут оказаться более чем достаточными. Заметим, что когда мы говорим о круговой или сферической панораме, то имеем ввиду лишь угловые размеры пространства, отображенного на этой панораме. Иное дело то, в какой проекции та или иная панорама должна быть представлена для ее наиболее эффективной демонстрации через вьюер. Так, круговые панорамы могут демонстрироваться как в цилиндрическом виде (QTVR проекция), так и в сферическом (эквидистантная проекция). Сферические панорамы, то есть (повторимся) панорамы с угловыми размерами 360º х 180º, изначально сформированные в эквидистантном виде, могут демонстрироваться непосредственно в этом виде, либо их можно преобразовать в кубическую проекцию. Операции преобразования осуществляются, как правило, в процессе сшивания панорамы. Однако измененить проекцию, в которой изначально получена панорама, можно и позже. В час тности, эта задача легко решается с помощью все тех же плагинов Panorama Tools. Напомним, что круговое панорамное изображение характеризуется наличием аркообразных геометрических искажений, зачастую затрудняющих нормальное восприятие объекта изображения. В особенности этот тип искажений проявляется на панорамных изображениях, преимущественно заполненных объектами переднего плана (интерьеры, улицы).
Поэтому демонстрация панорамы — это не только ее перемещение в окне вьюера, но и непрерывное решение вьюером задачи перспективной коррекции видимой изображения части изображения. На фотографиях ниже изображены нескорректированный фрагмент панорамного изображения (а) и этот же фрагмент после перспективной коррекции, т.е. преобразования его в плоскую прямоугольную картинку (б).
Кроме того при просмотре сферической панорамы вьюер должен уметь формировать пространственно скорректированные изображения ее верхней (зенит) части (в) и нижней (надир) части (г).
Сферическая панорама, преобразованная в кубическую проекцию, представляет собой набор из 6-ти квадратов, содержащих фрагменты исходной панорамы угловыми размерами 90º х 90º: 4 боковых стороны плюс 2 стороны, соответствующие изображениям «потолка» и «пола». Причем изображения в квадратах уже преобразованы в плоскую прямоугольную проекцию. Поэтому задача вьюера в этом случае заключается в том, чтобы совмещать стороны соответствующих квадратов с одновременной коррекцией линейной перспективы.
Бытует представление о том, что, сфотографировав последовательно «4 стены, пол и потолок», можно непосредственно получить «кубическую панораму». Это ошибка. Формирование кубической панорамы или, точнее, сферической панорамы в кубической проекции, невозможно без предварительного получения сферической панорамы в эквидистантной проекции. Для просмотра панорам, вертикальный угловой размер которых не превышает 60º (т.е. составленные из снимков, снятых с использованием объективов с фокусными расстояниями 35 мм и выше) и на которых отсутствуют объекты с явно заметными «арками», допускается использование простейших вьюеров без перспективной коррекции.
Просмотр панорам с помощью такого рода вьюеров аналогичен операции простой (но плавной, с эффектами ускорения и торможения) прокрутки изображения. Просмотр сферических панорам с использованием таких вьюеров принципиально невозможен. При подготовке панорамных изображений для их демонстрации в Интернете действуют те же ограничения, что и для обычных фотографий: время загрузки файлов, содержащих эти изображения, не должно отпугивать зрителя. Это время в общем случае прямо пропорционально размеру загружаемого файла и обратно пропорционально скорости соединения модема компьютера с сервером провайдера. Так, комфортным мы бы назвали время загрузки, не превышающее 30 секунд. А это, в свою очередь, означает, что при средней скорости соединения 28,8 кб/с допустимый объем файла изображения находится в районе 100 кБ. Опыт показывает, что площадь изображения с 50% сжатием в формат jpeg находится в районе 600-750 тысяч пискелей (круговая цилиндрическая панорама размером 1600 х 360 или сферическая панорама размером 1200 х 600 пикселей). Поэтому при изготовлении панорам для их последующего размещения в Интернете приходится постоянно решать задачу достижения баланса между размером изображения и его качеством. Если зритель конкретно заинтересован в просмотре данной панорамы, то время загрузки уже не будет иметь такого значения и объемы файлов могут достигать 1 МБ и выше. Считается, что максимальный размер полноэкранных панорам в формате QTVR может достигать 1,6 МБ. Наличие высокоскоростного соединения (DSL и т.п.) делает время загрузки таких файлов вполне приемлемым. Популярным приемом, позволяющим просматривать виртуальные панорамы не только тем, у кого есть высокоскоростное соединение, но и тем, кто распологает лишь модемным соединением невысокой скорости, становится размещение на странице сайта одной и тоже панорамы в 2-х и более различных форматах. Следует отметить, что качество панорамного изображения, просматриваемого с помощью вьюера, определяется не только размером изображения, но и свойствами самого вьюера. Известны по крайней мере 2 основных способа реализации вьюера в компьютере: с помощью подгружаемой вместе с панорамой программы (апплета) и с помощью заранее установленного в компьютере плагина браузера. В первом случае это Java-апплет, размеры которого как правило составляют 30-50 кБ и редко превышают 100 кБ. Во втором случае размеры плагина могут составлять от сотен килобайт до 11 МБ (QuickTime плейер).
Соответственно качество панорамной «картинки», просматриваемой с помощью плагина, заметно выше.Большинство современных программ сшивания панорам позволяют позволяют сохранять готовые изображения в различных форматах и для просмотра различными вьюерами. Более того, эти программы обеспечивают также генерацию соответствующих HTML-кодов, которые с минимальными усилиями вставляются в вашу HTML-страницу. Вам остается лишь внешне оформить участок страницы с окном вьюера (цвет, рамка, текст).
По материалам сайта studio.atlaskit.co