Очень много времени я трачу на обработку фотографий. Мне это не нравится. Но пока машины не умеют думать, автоматизация процесса остается мечтой. И на фриланс ответственную работу не отдашь… Вот о чем я. При фотосъемке интерьера фотограф имеет дело с существенными перепадами освещенности. Если не использовать дополнительную подсветку, то эти перепады становятся проблемой. Но и если привезти мобильный свет, то время работы на объекте возрастет, а сложности не уменьшатся. Почему?
Примечание: Перед Вами конечное изображение интерьера и исходные фотографии. Размещение дополнительных источников света в таком помещении невозможно. В комментариях к статье я выложил два изображения, полученных методами автоматических склеек.
профессиональная фотосъемка интерьера.
Мягкий свет для подсветки дают большие источники (софтбоксы). В условиях современных размеров помещений софтбоксы размещать сложно. Кроме того, интенсивность светового потока падает быстро, как квадрат расстояния. Значит, что свет осветит передний план, но не дойдет до заднего. Можно одеть на софт-бокс черные соты. Частично они решат проблему фокусировки светового потока на задний план. При этом нужно ясно понимать, что вы постоянно будете думать о согласовании цвета (цветовой температуры) Ваших приборов и того, что есть в интерьере. Время работы фотографа с одной композицией интерьера и трудоемкость приблизят бюджет работы к киношным прайсам. Искусство фотографа может помочь заказчику освоить любой бюджет. Что же привлекает в такой методике работы? Желание иметь слайд. Согласен, слайд – это круто. Платите, будет и слайд. Однако, в доцифровую эру аппетиты заказчика на количество композиций за съемку были скромнее. Конечно, ведь выставлять свет для каждого кадра – долго и трудно. А промежуточные результаты фотосъемки и тесты делали на «полароид».
Универсальным решением для фотосъемки любого интерьера служит метод ручной склейки одной фотографии из многих кадров с разной экспозицией. Выставив кадр, фотограф должен сделать 3-10 фотографий с различной длинной выдержки. На одних фотографиях получится хорошая проработка теней (темных участков), на других света (светлые участки) будут хороши, а третьи – послужат базовым изображением и основой конечного кадра. Далее, требуется «просто» склеить их в фотошопе или другом редакторе. Но никакой автоматический режим или программа не может заменить человеческие руки и глаза. Машина не понимает, что и в каких частях изображения является для людей темным, а что светлым. Машина склонна «честно» усреднить результат.
Для создания качественного изображения потребовалось 6 исходных фотографий. Очевидно, что задача фотографа не только увидеть создать интересную композицию, но и увидеть промежуточные проблемы и их решение.
Последним пунктом, который делает фотограф с фотографией в редакторе – это выправление осей. Часто для красивого раскрытия поверхностей требуется производить фотосъемку чуть сверху. Это дает трапецевидное расхождение осей. Есть два способа поправить проблему – использование объектива с поворотной осью (Shift) или трапецевидная трансформация конечной фотографии в редакторе. Время показало, что прирост качества изображения при использовании шифт-объективов столь мало, что заказчики его не видят, а потеря во времени работы и амортизации этих объективов делают их не удобными. Однако, если нужен слайд, без шифт-объектива не обойтись. И мы усвоим любой бюджет, и победим. Несколько примеров фотосъемки интерьера различными сегментами сегментами из моей давней статьи: "ФОТОСЪЕМКА ИНТЕРЬЕРА ПО ЗОНАМ И ТОНКОСТИ РАБОТЫ С ЗАКАЗЧИКОМ".
Перед Вами два простых примера подачи одного фрагмента помещения. Оба варианта освещаются студийным светом. Источник света виден по теням от ножек кресла. Различные заказчики и издания с одинаковой степенью уверенности считают приемлемым/не приемлемым усиление перспективы (как на первой фотографии). Оставим эти споры на их совести и будем разбираться с потребностями конкретного момента.
Еще три фотографии одного интерьера в различных вариантах (3,4,5). Дополнительно хочется отметить, что одновременное использование студийных вспышек с белым светом и включенных приборов с лампами накаливания может влиять на общий цвет помещения. Точно, что с этой особенностью лучше быть осторожнее.
При выполнении заказа желательно наличие представителя Заказчика. Об этом фотография 6. Очевидно, что фотография демонстрирует стенной шкаф. Приезжая на выполнение заказа без представителя Заказчика, фотограф рискует столкнуться с невозможностью выполнения задачи. Например, этот шкаф клиент хочет видеть и открытым. Но шкаф забит вещами владельца помещения. На фотографии 9 — выход на лоджию. Сложность выполнения изображения в том, что солнце светит фронтально, а место в помещении совершенно не достаточно для создания подсветки. Надо отметить, что созданию фронтальных видов в ряде случаев мешают люстры. Данная ситуация решается с помощью мультиэкспонирования и тщательного сведения изображений в редакторе.
Фотографии 8 и 9 показывают решения в противоположных ситуациях. В случае фотографии 8 клиент хотел иметь фотографию с видом на кухню из малого подсобного помещения. Это возможно, но перспективные искажения получаются очень сильными. Это происходит из-за чрезвычайной близости фотографа к объекту съемки. На фотографии 9 работа фотографа происходит в просторном помещении и фотография не имеет таких перспективных искажений.
На фотографиях 10 и 11 мы видим серьезные, но вполне комфортные искажения перспективы. Кроме изменений в композиции 11-я фотография отличается заретушированным кондиционером. Такие пожелания клиента могут происходить после выполнения заказа и добавляют к его стоимости.
Последние четыре фотографии 12-15 один и тот же участок интерьера — шкаф с витражом. Для выполнения фотографии витража почти всегда требуется подсветка дополнительными лампами. Что касается самих фотографий, то они детально расскажут Вам как многообразно может выглядеть один сюжет в различных компоновках и световых решениях.
Текст: Кирилл Кузьми