Панорамная фотография — обобщенное название всего, что связано со съёмкой панорам. Под этим термином подразумевают следующее:

         • фотография с большим углом обзора, превышающим возможности обычных объективов, а зачастую и больше 180°;
         • обычная фотография «длинного» формата, с соотношением сторон 1 x 2, 1 x 3 и больше;
         • фотография, полученная путем технологии сборки панорам из отдельных кадров (при этом она может иметь небольшой угол обзора и стандартное соотношение сторон).

В зависимости от области применения панорамы могут быть планарными и виртуальными.

         • планарные проецируются на плоскость и могут быть целиком воспроизведены на бумаге или мониторе;
         • виртуальные предназначены для показа на компьютере с помощью специального программного обеспечения, позволяющего зрителю «крутить головой», глядя на разные части пространства, окружавшего фотографа при съёмке. Такие панорамы могут быть сферическими (покрывают 360×180 градусов и позволяют зрителю смотреть не только влево-вправо, но и под ноги и над головой) и цилиндрическими (можно смотреть только влево-вправо).

Планарные панорамы могут быть представлены в одной из распространенных проекций, пришедших из картографии.

         • Прямолинейная (rectlinear, она же flat, плоская и т. д.) панорама — панорама, в которой проекции сохраняют прямые линии прямыми. Угол обзора таких панорам ограничен, поскольку при увеличении угла начинается сильное растяжение объектов по краям, деформации, связанные с боковым видом объектов и т. д. Разумный угол по горизонтали и вертикали — порядка 90°, максимальный у клеенных панорам зависит от программы сборки и редко выходит за 130°. Прямолинейную панораму можно получить обрезкой кадра, не имеющего выраженной дисторсии; склейкой кадров, полученных с помощью шифт-объектива (используется для профессиональной архитектурной съёмки) и пресс-камер (камер с гармошкой), или обычных, посредством линейного перемещения камеры; панорамным фотоаппаратом с невращающимся объективом.
         • Цилиндрическая проекция проецируется на боковую часть цилиндра и имеет охват по горизонтали до 360° (по вертикали ограничения аналогичны прямолинейным панорамам) без растягивания объектов съемки по горизонтали. Отличительной особенностью таких снимков является выгибание горизонтальных линий. Длинные прямые здания могут выглядеть как изогнутые в плане. Поэтому в архитектурной съёмке используется редко. Такие панорамы получаются склейкой из фрагментов или панорамным фотоаппаратом с вращающимся объективом. Типичный представитель такой техники — серия отечественных фотоаппаратов «Горизонт».

           • Сферическая проекция (эквидистантная, equirectangular, sphere) получается «разворотом» поверхности сферы на плоскость. Такая проекция позволяет показать изображение с охватом 360 x 180°, однако ценой существенных искажений. Эта проекция часто используется для хранения сферических панорам.
Сферическая панорама
      (виртуальная панорама, 3D панорама) — один из видов панорамной фотографии. Предназначена в первую очередь для показа на компьютере (при помощи специального программного обеспечения).
      В основе сферической панорамы лежит собранное из множества отдельных кадров изображение в сферической (эквидистантная, equirectangular, sphere) или кубической проекции. Характерной чертой сферических панорам является максимально возможный угол охвата (360 х 180°), позволяющий полностью отобразить окружающее пространство.
    В связи с тем, что сферическая проекция вносит специфические искажения в изображение (особенно в верхней и нижней части), сферические панорамы практически никогда не демонстрируются в печатном виде или в виде обычного графического файла. Основным способом демонстрации является визуализация на основе технологий flash (самый распространённый), QuickTime или Java. У зрителя создаётся иллюзия присутствия внутри сферы, на внутреннюю поверхность которой «натянуто» изображение окружающего пространства. К тому же, как правило, сферические панорамы наделяются инструментами управления просмотром, позволяющими изменять направление просмотра (вверх-вниз, вправо-влево), а также приближать или отдалять изображение. Благодаря всему этому зритель видит место где производилась съёмка так, как если бы находился там сам.
         • Проекция Меркатора — промежуточный вариант между цилиндром и сферой. Позволяет показать больший угол по вертикали (однако не полную сферу) с меньшими искажениями, чем у сферической проекции.
         • Кубическая проекция — сфера отображается на 6 граней куба, в который она вписана. Фактически это 6 кадров в прямолинейной проекции. Часто используется для хранения сферических панорам.

Панорамы, полученные путем сшивки множества снимков, снимаются с помощью панорамных штативных головок, что позволяет избежать параллакса.

Пример панорамы — внутренний двор Шёнбрунна. Изображение создано на основе 21 последовательного кадра

На основе панорамных фотоизображений можно собрать логически связанные между собой переходами сцены. С использованием Flash-технологий таким образом получается виртуальный тур на основе панорамной фотографии. Область применения данной реализации довольно обширна: это могут быть как коммерческие отели, фитнес-центры и кафе, так и государственные музеи и выставки.

По материалам сайта Sochpanorama.ru